Уважаемые врачи-стоматологи, очень часто желание выполнить идеально работу у техника есть, а возможность, как таковая, отсутствует. Это вызвано особенностью технологии изготовления металлокерамики.
Понятие «точное литье» точным не является. Обеспечить при помощи литья точность посадки каркаса в 40 микрон невозможно.
Каркасы после литья даже на очень хорошем производстве (Беговская линия) имеют нелинейные деформации, которые в лаборатории затем гнутся, отпускаются в печи, пилятся — все, для того чтобы точно посадить на модель. Как бы идеально не сидели каркасы на модели — во рту они, как правило, сидят неточно. То, что доктор примерял каркас, и он видимо сидит, еще ничего не значит. В своей клинике мы каркас при примерке подгоняем вместе с техником. При идеальной посадке на модели — во рту каркас садится на корригирующую массу и проверяется его прилегание по просвечиванию колпачка из коррекции. Идеальной посадки во рту мы достигаем после 3-х, 4-х раз подпиливания каркаса по точкам преждевременного прилегания. Поэтому говорить, что каркас сидит, просто примерив его на зубы, мягко говоря некорректно.
Мы понимаем, что время доктора дорого, и он не обязан высаживать каркас.
Это сделаем мы в зуботехнической лаборатории. Но для этого нам нужна информация от врача. Этой информацией является оклюзионный оттиск (закус) с корригирующей массой внутри коронок.
При литье возникает много деформаций. Первая деформация – это отливка модели. Как правило, ей дают небольшое расширение, которое деформирует модель в сторону увеличения. Восковая композиция — отмоделированный каркас, дает самую значительную усадку – до 20%. Такая огромнейшая деформация может наблюдаться в воске при изменении температуры. Поэтому мы используем лучшие воски «Бредент» и «Ренферт». Для того, чтобы получить более-менее точное литьё, перед самой отливкой восковый каркас разрезается и соединяется по новой. При литье возникает очень большая деформация — стягивание каркаса к центру. Дело в том, что литники расположены радиально. Если это большой мост, то все литники радиально сходятся в центральную точку, и точно также и будет стянут мост после литья. Литейная деформация может достигать 1 мм. Металл при застывании тянет с силой 400 кг на 1 см квадратный. Задачей техника является возвращение мостовидного протеза в прежнее положение. Для этого он разрезается, гнется, варится. При изгибании нарушается структура металла. Чтобы восстановить структуру металла, проводится отжиг при 900 градусах в печи, который возвращает металлу нормальную кристаллическую структуру.
Для достижения максимальной точности конструкции коронки делаются отдельно (одиночными коронками), а потом спаиваются. CAD/CAM изготовление или метод пайки после нанесения керамики считаются оптимальными. Все остальные технологии считаются приблизительными по точности прилегания.
Существует такой вопрос, как неточность на этапах дублирования (снятие оттиска, отливка модели, восковый колпачек, формовка, отливка из металла). Неточность самой модели, неточность оттиска — он уже является неидеальным. Мы работаем с силиконами группы С, которые дают определенные деформации. Гипсы, с которыми мы работаем, к сожалению, не имеют нулевого расширения; 0,08% – это лучший гипс. Следующий момент – восковая композиция. Воск, являясь конструкционным материалом каркаса, обладает многими недостатками.
Из литья мы получили каркас, который нас удовлетворил, как техника. При примерке выясняется, что на одном из зубов он «прыгает». На модели этого нет абсолютно. Все дело в том, что после подгонки, каркас снимался с модели десятки, а может, и сотни раз. Каждое одевание и снятие с модели – это тоже процесс, который нарушает точность модели, поэтому, к сожалению, после такой подгонки модель приходит в негодность. На той модели, на которой он подгонялся, достичь точности уже невозможно. Не идеальность каркаса и его «посадки» в полости рта должна быть устранена. Каркас должен прилегать с точностью до 0,04 мм или 40 микрон. Чтобы это визуально определить, каркас заполняется корригирующей массой из слепочного материала и одевается на зубы. При этом, когда мы снимаем каркас и извлекаем пленку, мы должны видеть, что пленка является тончайшей, прозрачной, нет нигде точек, где бы она прорывалась, в то же время это является показателем для доктора, что эти точки преждевременного контакта могут быть на острых углах зубов, которые доктор где-то неидеально обработал, и на этих острых углах каркас провисает. Это также можно доработать внутри каркаса, но для этого должен быть микрометр, для того чтобы каркас не истончить, потому что толщина каркаса меньше 0,3 мм недопустима. 0,25 мм точечно может быть, но не 0,2 мм. Микроточечное истончение допустимо, если каркас в целом 0,4 мм. Но если он в целом 0,3, то истончать его нежелательно, лучше доработать уголки зуба. То, что не сделано было изначально, лучше сделать сейчас. При этом качество посадки моста улучшится намного.
Если доктор сделал где-то патологический уступ, и мост при этом завис, то уступ нужно спилить, и после этого обязательно снять оттиск с каркасом.
Последовательно выполненная технология точного оттиска позволит решить следующие задачи:
- Удлинение границ протеза при оголении шейки зуба из-за перегрева тканей в период обработки, или травмы десны.
- Удлинение границ протеза при недостаточном проснятии при снятии первого оттиска.
- Уточнение границ после спиливания патологического уступа.
- «Досадка» в лаборатории недопосаженного каркаса.
- Точность «выкатывания» в лаборатории по прикусу. Отсутствует необходимость это делать во рту.
Эти все задачи решаются одним способом – методом точного оттиска.