Воссоздание оптических характеристик зуба в металлокерамике

За последнее десятилетие уровень требований пациентов к эстетическому виду зубных протезов значительно вырос. Просто белые зубы уже никого не устраивают.
Врач-стоматолог часто не получает из зуботехнической лаборатории работы того уровня, которые бы устраивали и его и пациента. Неудовлетворенность видом зубного протеза, а иногда и его функциональным несоответствием, приводит к необходимости выявления и устранения причин этого несоответствия.
Для достижения оптического соответствия керамической реставрации естественному зубу важна последовательность и точность расцвечивания.

Задачами врача являются:

  • Определение превалирующего фактора восприятия.
    а) выраженная прозрачность всего зуба или прозрачность режущего края, (которую лучше описать словесно и желательно указать толщину слоя);
    б) выраженные мамелоны (желательно указать оттенок, если они не соответствуют цвету дентина);
    в) оригинальный оттенок эмали (который необходимо определить по шкале транспарентов);
    г) выраженные поверхностные или глубокие пигментированные участки эмали или дентина (участки и оттенок опалесценции указать отдельно).
  • Определение основного цвета дентина:
    а) необходимо сопоставить расцвечиваемый зуб с зубом основной расцветки (дентиновым участком поверхности) и определить основной цвет зуба;
    б) необходимо описание распределение цвета по зонам (пришеечная, режущий край, центр, апроксимальные участки).

Задачей техника является воспроизведение всех факторов цвето- и светопередачи, указанных врачем.
Керамика отличается от эмали и дентина и химически и структурно. Это метаметрическое несоответствие необходимо осознанно преодолевать. Задачей зубного техника является создание иллюзии, оптически соответствующей естественному зубу.
Существует три аспекта движения света – прохождение, преломление и отражение.
Прохождение — это ламинарный процесс: эмаль зуба пропускает и незначительно поглощает свет. Стекловидность поверхностности естественного зуба — довольно часто встречающийся и имеющий большое значение фактор восприятия.
Этот эффект обязательно должен быть отмечен врачом. Для его достижения на поверхность керамической реставрации укладывается до 1 мм стекловидной массы. Такой слой прозрачной массы определяет глубину препарирования зуба и необходимость расцвечивания еще до обработки.
При отсутствии возможности глубокого препарирования зубной техник достигает похожей иллюзии, добавляя черный пигмент, который проявляется как сероватый оттенок близкий к стекловидности, но качество реставрации при этом ухудшается.
Преломление или рассеивание света зависит от степени изменения направления света при прохождении через кристаллическую структуру. Кристаллы полевого шпата имеют степень преломления 1,63, кварца 1,49.
В керамических массах 4-го поколения высокое содержание микрокристаллов лейцита и мелкодисперсность фритты увеличивает рассеивание света, что приводит к возникновению эффекта обтекания светом металлического колпачка. Эта 3D иллюзия воспринимается как мягкость распространения света. Первые керамические массы за счет крупнодисперсности и низкого содержания лейцитов обладали конкретностью рассеивания света (отражение от большей площади поверхности каждого кристалла) и соответственно резкостью цветовосприятия. «Голливудская улыбка» во многом обязана именно этому эффекту.
Отражение света происходит на границах перехода от одной среды в другую, поэтому так важно послойное торможение света – стекловидная масса, траспаренты, эмали, дентин и дентинопак. От опакера свет отражается практически на 100%. Дентинопаки содержат до 60% замутнителя (опакера), дентины до 40%, эмали до 20%, транслюценты задерживают до 10% света, стекловидные массы до 5 %.
Эмаль часто имеет свой оригинальный оттенок. Он определяет первичное восприятие зуба в целом. Сероватость, голубоватость, беловатость или теплые оранжеватые тона обязательно должны быть переданы соответствующими транспарентами в соответствующей толщине слоя керамики. Это еще не основной цвет, но зачастую именно эти факторы определяют успех всей работы.
Точность цветопередачи зависит от решения трех основных задач: передачи глубины прозрачности, превалирующего фактора восприятия и основного цвета. Превалирующий фактор можно определять только в течение 20 секунд осмотра, так как по прошествии этого времени начинается сравнительный анализ более мелких особенностей. Минутного перерыва достаточно для повторного определения основного фактора в восприятии цвета зуба.
Построение плана нанесения металлокерамической реставрации должно опираться на достижение основной цели – воспроизведение основного фактора восприятия с учетом всех особенностей восстанавливаемого зуба. Наиболее точным является определение цвета по расцветке vita 3D master, имеющей в арсенале 26 основных цветов.
Гармоничность восприятия составляющих цвета зуба можно выразить в процентном соотношении:

  1. Цвет — 7% отклонения чувствуется как диссонанс.
  2. Насыщенность — 15% отклонения чувствуется как диссонанс.
  3. Яркость — 30% отклонения чувствуется как диссонанс.

Это в отдельности каждый из факторов, а их взаимоотношение следующее:
Несоответствие яркости на 15% сужает возможность гармоничного восприятия в насыщенности до 7%, а цвета до 3,5%.

Пример: в тонком слое керамики опакер отсвечивает яркостью и попадание в «цвет» очень трудно, почти невозможно.
Значимость точного определения цвета по слоям.
Для воспроизведения соответствия живому зубу важно соотношение точности определения цвета дентина и шнайдов, транспарентов.
Его значимость составляет:
а) в толстом слое керамики у естественного зуба с толстым слоем эмали
опакер – 5%
дентин – 25%
транспаренты – 70%

б) в среднем слое керамики значимость составляет:
у естественного зуба со средним слоем эмали и средней прозрачностью
опакер – 15%
дентин – 50%
транспаренты – 35%

в) в тонком слое керамики значимость составляет:
опакер – 40%
дентин – 50%
остальные массы – 10%

Высококачественная реставрация – это выполнение зубным техником всех пожеланий врача.

Опубликовано в Врач и зубной техник